КУСАМА
В музее Тель-Авива демонстрируется большая выставка японско-американской художницы Яеи Кусамы. Побывать на выставке мне пока не удалось и не уверен, что удастся. Но прочел очень хороший пост в ЖЖ авторессы зашифрованное имя которой расшифровать не умею
in_es
Пост богат иллюстрациями и позволил составить вполне определенное мнение о творчестве Яеи Кусамы. Завязался интересный разговор с автором поста, и мне кажется разговор этот будет интересен не только читателям ЖЖ, потому хочется вынести его на другие форумы,поговорить о судьбах современного искусства
С детства и до глубокой старости Яеи считается шизофреничкой, что плохо вяжется с ее кипучей деятельностью и грандиозными масштабами творчества. Работы ее лучше смотрите в музее. Я в своих комментариях подчеркиваю только то, что мне кажется самым существенным и кажется не замечаемо другими. Все же позволил себе слямзить пару снимков с других постов, чтоб читатель имел представление, о чем идет речь..
Несколько лет тому я попытался ввести в обиход новый термин АТТРАКЦИОНИЗМ, который нельзя путать с абстракционизмом. Аттракционизм - это новый мейнстрим превращать выставку именно в аттракцию, в массовое шоу, в массовое действо, в мистерию и истерию, что совсем не похоже на лирическое созерцание индивидуальной картины в недавнем еще прошлом. Аттракционизм конечно в полную меру раскручен и в тель авивском музее. Массовость - главный девиз современности и в жизни и в искусстве.
Далее отрывки дискуссии
Слово шизофрения как объяснение творчества Кусамы не говорит ничего, слишком разные они шизофрении. Но серьезней, что и слово искусство тут кажется слишком широким, слишком разные они искусства фигуративное антифигуративное. Именно таковым является искусство художницы. Это какой-то гиперболизированный оп-арт - воздействие мощное зрительное, больше внушение давление чем созерцание, для глаз развлекательная аттракция, содержание - бездуховность.
In_es
Готова согласиться с вашими утверждениями. Особенно меткой мне кажется ваша фраза о том, что здесь мы имеем дело с чисто развлекательным, а не с духовным искусством, вернее, его воздействием.
М.З.
Очень рад Вашему отклику, ибо мы живем в эпоху глухоты, когда говорят много, но друг друга не слышат. Мы затронули глубочайшую проблему о судьбах искусства культуры человека. Кусама говорит об этом метафорически: ее горошины - это люди, их бесконечно много, но они атомизированы, не контачат друг с другом, лишены индивидуальности и своей воли, организуемы сверхчеловеческими, космическими и социальными силами. И это то что происходит в реальности: атомизация, массификаация, деиндивидуализация людей,они уже не владеют собой, но организуемы историческим космосом.
Фаллос обычно символизирует и индивида, и волю к жизни... но у Кусамы, которая не скрывает, что боится гениталий, отрезанные фаллосы свалены в свалку, обречены - некий гротескный Освенцим. На полу разбросаны женские туфельки - все, что в эпоху живого человека символизировало любовь (снимок сверху). Все фалы эрегированны - последняя воля к жизни. В другом зале они зачеркнуты пятнами, горошинами, теми, что символизируют измельчение, обнуление человека. Пятна эти как мертвящая плесень поглощают последние символы любви.
Хотелось бы продолжить наше общение, может в других рамках, есть о чем поговорить. Михаил.
In_es
Очень интересно. И про горошины — людей, и про свалку воли к жизни, свалку индивидуальностей.
М.З.
Есть выражение: плясать под чужую дудочку, это значит, что танцоры полностью лишены своей воли, подчинены чужой и не дружелюбной воле. У Кусамы танец космический, но законы космических и социальных систем подобны, что я и показал в своей СОЦИАЛЬНОЙ ФИЗИКЕ. Начиная с греков, через Возрождение главной ценностью искусства была человеческая личность, начиная с поп-арта идет деиндивидуализация искусства, у Кусамы это доведено до кульминации. Кусама играет на дудочке под которую танцует зритель. Но Кусама не композитор - исполнитель, а композиторы бог и история.
In_es
Насчет деиндивидуализации искусства. А как насчет фольклора, который веками формировался как устное творчество для всех? Где каждый вносил свой вклад по своему разумению?
Начала читать ваш труд, не смогла осилить. Слишком много восклицательных знаков, утомляет. Извините, не моё.
М.З.
Да в фольклоре каждый сказитель мог внести что-то свое, но в фольклоре автор-авторы всегда остаются “за рамой”, никогда не становятся личностями.
В фольклоре личность гиперболизируется и превращается в героя-богатыря: Илья Муромец, Добрыня и пр. Героизация-типизация стирает индивидуальность, в фольклоре индивида не найдете, но это иной пласт культуры.
В профессиональном искусстве именно и только европейском идея личности далеко не всегда выражена наглядно, как например в римском скульптурном портрете. Идея больше прочитывается меж строк - это длинный разговор. В первом варианте моей социофизики я попытался объяснить, почему личность родилась именно в Европе, больше нигде ее нет..
Европа небольшой полуостровной материк, сама география предопределила небольшие размеры государств, а разделявшее море помогало и сохранению самости этноса-государств и вместе их культурному общению. Все это важнейшие факторы развития, но все это можно понять только с позиций моей социофизики, которая Вам увы чужда.
Социальную физику надо изучать как Вы учили физику школьную. Мой труд - не художественная литература, к которой Вы привыкли. Скажу лишь, что в опусе я вскрываю механизмы того что привело к нынешнему состоянию массификации общества, а она главный бич и личности и культуры. Ярким выражением массификации и безличия является искусство Кусамы.
Не шизофрения а азиатская основа культуры Кусамы, культуры безличной по своей сути, в ее смешении с массификацией американской сделали Кусаму столь яркой выразительницей массификации и безличия.
In_es
Я хотела в текст вставить мнение своей троюродной сестры, доктора медицины. Она, прочитав мой пост, сказала: шизофрения — это тяжкая болезнь. И ее произведения очень громко говорят о ней. Но и мир наш сейчас тяжко болен. Отсюда и повышенный интерес к таким вещам.
М.З.
Я не уверен в шизофрении Кусамы, а вот в болезни общества уверен, но тут нужен глубокий анализ, словом не отделаешься. Позвольте предложить мою теорию общества:
https://docs.google.com/document/d/1LOyu15WpQvvS9DdLg2l3ShgjPYCSiPQoE1sBn9ZR5a0/edit?usp=sharing
Эта теория была опубликована в 1984 в журнале КОНТИНЕНТ и в моей книге КОМПЛЕКС КССАНДРЫ и теорию постигла судьба предсказаний Кассандры: никто не слышит. Что произошло от неслышания Кассандры? Троя пала! С нами происходит то же! Изучайте труды Михаила Замборова, опубликованы на сайте Сигма Приглашаю любого ВОЗРАЗИТЕ!